22 сентября 2023 года – «Берегите энергию».

Этот девиз обращает наше внимание на то, сколько ресурсов можно сэкономить с помощью устойчивой городской мобильности.

Европейская неделя мобильности проходит ежегодно в период с 16 по 22 сентября. Задача акции – обратитьвнимание людей на проблемы передвижения в городе. При проектировании городов никто не ожидал, как вырастет население, и каких масштабов достигнет автомобилизация. Планировка улиц и кварталов, особенно в центре города, просто не рассчитана на то количество людей и транспорта, которые сейчас там каждый день находятся. Свой негативный вклад вносят и сами жители: далеко не всегда использование личного авто – насущнаянеобходимость. Избыточное количество машин не просто вредит окружающей среде, на дорогах образуются пробки, и часто воспользоваться общественным транспортом, а то и вовсе дойти до своей цели пешком или доехать на велосипеде становится не только здоровее и экологичнее, но и быстрее и удобнее.

Все участники недели мобильности, будь это городская администрация, общественные организации или просто неравнодушные граждане, принимают решение, как именно обратить внимание окружающих на проблемы своего города. Кульминация акции 22 сентября – Деньбез автомобиля, который и завершает неделю.

Беларусь впервые приняла участие в акции в 2008 году, и уже 84 города страны участвуют в ежегодной инициативе. День без автомобиля ежегодно проводится в республике под лозунгом «Беларусь за чистый воздух». По данным Минприроды, всего один такой день позволяет сэкономить 100 – 200тонн углеродных выбросов в год.

Именно автотранспорт – одиниз основных источников загрязнения городского воздуха. До 99 процентов всех аэрозолей или вредных газов в воздухе – продукты работы двигателей внутреннего сгорания.

Вредные выбросы принято делить на первичные и вторичные. Первичные образуются непосредственно в процессе сжигания топлива. Наибольшую опасность представляют угарный газ, оксиды азота и различные углеводороды – этан, метан, этилен, бензол и др. Эти соединения реагируют друг с другом и атмосферным воздухом, в результате чего образуются новые, зачастую токсичные вторичные загрязнители. Именно они составляют большую часть вредных примесей в воздухе. Кроме непосредственной опасности, эти посторонние примеси помогают удерживать в нижних слоях атмосферы твердые частицы пыли и сажи.

Мониторинг качества атмосферного воздуха в Беларуси проводит Белгидромет. Пункты наблюдения расположены в 19 промышленных городах страны, и определяют концентрацию основных загрязняющих веществ (твердые частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота и др.).

Сберечь энергию можно различными путями:

Общественный транспорт. Автобусы, троллейбусы, метро, трамваи – любойобщественный транспорт более эффективен, чем легковое авто. Энергоэффективность можно подсчитать как количество энергии или топлива, которое тратится на перемещение одного человека на один километр. Естественно, у общественного транспорта этот показатель заведомо лучше. Кроме того, здесь намного проще внедрять экономичные и экологичные решения. Не каждый человек может позволить себе новейший электромобиль, но городские власти способны централизованно обновлять свой автопарк электробусами.

Активная мобильность. Пешая прогулка или поездка на велосипеде не требуют никакого топлива, кроме сытного обеда. Без сомнения, это самый экономичный способ передвижения. Даже электросамокат требует энергии для зарядки батареи, пусть и значительно меньше, чем электромобиль. Кроме того, физическая активность позволит оставаться здоровее и сэкономить еще больше.

Снижение автозависимости. Городская среда спроектирована для автомобилей. Здания строятся вдоль автодорог, автомобильные парковки занимают то место, где можно было бы разбить парк. Для уменьшения нашей автозависимости нужно менять наше мышление, делать более престижными альтернативные средства передвижения. Необходимы и организационные меры. К примеру, в Париже действует инициатива «Париж дышит», некоторые районы города закрыты для автотранспорта по выходным и праздникам. Кроме того, около 100 улиц навсегда объявлены пешеходными.

Управление мобильностью. Под этим термином понимают комплексный подход к развитию транспортной сети, в первую очередь ориентированный на нужды пассажиров. Он опирается на информацию о реальных транспортных потоках, результаты опросов и схемы обратной связи. Это позволяет развивать соответствующую инфраструктуру (например, велодорожки) там, где это будет востребовано, оптимизировать маршруты транспорта, чтобы не допускать их перегрузки в часы пик и так далее.

Развитие инфраструктуры. Развитие и создание инфраструктуры не должно опираться на автодороги. Создание среды, поощряющей использование альтернативных видов транспорта, это самый эффективный способ снизить число автомобилей на улицах. Планирование развитой сети пешеходных и велосипедных дорожек, серьезные ограничения скорости для автомобилей и создание зон, полностью закрытых для автотранспорта – однииз таких мер.

Устойчивая мобильность–неотъемлемаячасть города будущего. Обеспечить ее можно, объединив усилия на всех уровнях. Поддержка государства, инициативы местных властей, сотрудничество с бизнесом и общественными организациями. И, конечно же, усилия самих горожан, заинтересованных в чистой и комфортной среде. Такая среда будет еще и оптимальной, что позволит всем нам сэкономить деньги, ресурсы и время. Она позволит нам сберечь энергию.

День без автомобиля нужен не только для того, чтобы выразить свою озабоченность экологией городов или же проблемами городской инфраструктуры. Этот день дает нам возможность по-другому посмотреть на свой ежедневный распорядок. Автомобиль, незаменимый в дальних поездках, может оказаться не так уж и нужен для простого похода в магазин, или, чтобы добраться до работы.

Лучший способ отметить Всемирный день без автомобиля – простоне пользоваться своим автотранспортом. Если вам нужно куда-то пойти, прогуляйтесь или прокатитесь на велосипеде. Если у вас есть скейтборд или электросамокат, используйте его. Или же просто воспользуйтесь общественным транспортом.