Для снижения уровня распространения ВИЧ-инфекции, требуется консолидация сил на основе межведомственного взаимодействия.
ВИЧ-инфекция – многогранное социально значимое инфекционное заболевание. Программы по снижению распространения ВИЧ-инфекции сочетают в себе не только медицинские аспекты, такие как профилактика, диагностика, лечение, недопущение развития 4 стадии заболевания, предупреждение передачи ВИЧ от матери ребенку, но и социальные, правовые аспекты, вопросы снижения стигмы и недопущения дискриминации.
УЗ «Могилёвский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» знакомит вас с новой редакцией Информационной стратегии по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 2024-2026 годы.
Информационная стратегия по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь разработана при участии государственных, международных, общественных организаций в соответствии с подпрограммой 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021 – 2025 годы, в рамках реализации взятых Республикой Беларусь обязательств в части достижения стратегической цели ЮНЭЙДС «95-95-95», выполнения Политической декларации по ВИЧ и СПИДу: ускоренными темпами к активизации борьбы с ВИЧ и прекращению эпидемии СПИДа к 2030 году, принятой на Совещании высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН 8 июня 2016 года, а также а рамках Глобальной стратегии сектора здравоохранения по ВИЧ, вирусному гепатиту и инфекциям, передаваемым половым путем, на 2022–2030 гг.
На сегодняшний день существуют приоритетные задачи по профилактике передачи ВИЧ-инфекции:
- снижения стигмы и дискриминации, формирования толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ, ключевым группам населения;
- разработки специальных информационных программ для повышения уровня знаний, необходимых для работы с людьми, живущими с ВИЧ, среди разных специалистов: врачей, среднего медицинского персонала, сотрудников правоохранительных органов, журналистов, редакторов, блогеров, представителей общественных организаций;
- повышение приверженности к лечению у людей, живущих с ВИЧ, посредством совершенствования информационно-коммуникационной компетентности медицинских работников, а также открытого и доверительного сотрудничества между врачом и пациентом;
- формирования безопасного поведения, включая предупреждение инфицирования ВИЧ, как среди общего населения, так и представителей ключевых групп населения;
- повышения уровня знаний людей разного возраста по формированию безопасного поведения, поддержанию и укреплению репродуктивного здоровья.
Положения информационной стратегии не противоречат законодательству Республики Беларусь и носят рекомендательный характер.
В то же время данный документ является руководством к действию для организаций, вовлеченных в информационную, профилактическую и медицинскую деятельность по ВИЧ-инфекции в партнерстве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
СТАНДАРТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Стандарт № 1: Стандарт сохранения конфиденциальности информации, в т. ч. персональных данных
Конфиденциальной, или ограниченной для распространения, считается любая информация, относящаяся к определенному (или определяемому на основании такой информации) человеку, в т.ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. Эта информация называется персональными данными. Человек вправе сам определять, что именно он хотел бы отнести к своим персональным данным. Без согласия человека (или его законных представителей, если он недееспособен или не достиг 18 лет) распространение его персональных данных не допускается. Нужно учитывать, что даже если изменены фамилия, имя, адрес, профессия героя публикации, то для маленького города, где все друг друга знают, этого может быть недостаточно.
- Лицо человека, принадлежащего к одной из ключевых групп, и/или членов его семьи, публикуется с его письменного согласия (как и персональные данные).
- Публикация фото и видео, мнений или цитат представителей ключевых групп, людей, живущих с ВИЧ должна быть с ними согласована.Недопустимо в информационных материалах прямо или косвенно раскрывать факт употребления наркотиков/работы в коммерческом сексе конкретным человеком без его письменного согласия, как конфиденциальную информацию.
- Недопустимо в информационных материалах прямо или косвенно раскрывать ВИЧ-статус человека без его письменного согласия, как конфиденциальную информацию.
При обращении журналистов с просьбой предоставить контакт ВИЧ-положительного человека для создания журналистского материала (статья, заметка, видеосюжет, радиосюжет др.) данный контакт может быть предоставлен только с согласия ВИЧ-положительного человека. Необходимо предупредить как журналиста, так и интервьюируемого ВИЧ-положительного человека, об обязательном подписании согласия на публикацию. Необходимо также предупредить ВИЧ-положительного человека о повышенном внимании к нему со стороны общества в случае его согласия открыть свой ВИЧ-статус. В случае если журналистский материал выходит без упоминания прямых или косвенных данных о ВИЧ-положительном человеке (то есть интервью дается анонимно, голос изменяется, лицо затемняется до неузнаваемости), следует предупредить журналиста и его интервьюируемого об обязательной необходимости завизировать окончательный вариант публикации перед выходом в свет. Следует также предупредить журналиста об ответственности за разглашение информации, составляющую врачебную тайну.
Стандарт № 2: Стандарт согласования, подтверждения и предоставления научно-обоснованной и достоверной информации
- Суждение об эффективности и результатах программ должны быть подкреплены официальными статистическими данными, результатами исследований. Недопустимо оценивать экономический и социальный эффект профилактических мероприятий без ссылок на научные данные. Не допускается искажение смысла научно-обоснованных эффективных программ профилактики ВИЧ-инфекции среди людей, употребляющих наркотики. Не допускается освещение программ снижения вреда, ЗПТ и других методов лечения наркотической зависимости без ссылок на научные данные, мнение компетентных специалистов.
- В информационных материалах, при представлении официальных данных, ссылках на исследования должны быть представлены точки зрения и данные учреждений и организаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Объединенной программы по ВИЧ/СПИДу, других агентств ООН.
Стандарт № 3: Стандарт «АНТИСТИГМА» – исключение из информационных материалов стигматизирующей терминологии, специфических непонятных терминов, оскорбительной лексики и образов, узконаправленных суждений
- Не следует использовать в информационных материалах стигматизирующие термины, аббревиатуры, примеры, лексику, принижающие человеческое достоинство. Например, не рекомендуется употребление таких терминов, как «проститутка» и т. п., поскольку они изначально носят негативный стигматизирующий характер. В качестве альтернативного термина употребляются понятия: женщины, вовлеченные в коммерческий секс, работники коммерческого секса, женщины секс-бизнеса.
- Все используемые термины должны быть понятны целевой аудитории. В то же время, например, в медицинских материалах, предназначенных для использования медицинскими работниками в узкоспециализированных целях (медицинские статьи, клинические протоколы и т. п.) используется стандартная медицинская терминология.
- В информационных материалах необходимо избегать использования оскорбительных, а также негативных визуальных образов, эффективность визуального изображения которых не подтверждена данными фокус-групп и других исследований:
- Учитывая, что наркозависимость является серьезным заболеванием, сопровождающимся развитием биологических, психологических и психосоциальных проблем, некорректно рассматривать ее в информационных материалах только в узком аспекте «плохой привычки», которую необходимо преследовать по закону, решать проблему с помощью дискриминационных мер. Люди, употребляющие наркотики, в первую очередь нуждается в поддержке, медико-социальной и реабилитационной помощи.Недопустимо рассматривать ВИЧ-статус (употребление наркотиков или вовлеченность в коммерческий секс и др.) как следствие его религиозных убеждений, социального, культурного статуса, сексуальной ориентации, национальных, этнических характеристик, аморальности.Недопустимо в информационных материалах рассматривать ВИЧ-инфекцию как способ приобретения каких-либо жизненных благ.
- Не рекомендуется публиковать изображения, иллюстрирующие технологию приготовления и употребления наркотиков. Изображение атрибутов, связанных с приготовлением и употреблением наркотиков, может формировать устойчивый интерес и любопытство к наркотикам, в особенности у детей и подростков. Кроме того, люди, употребляющие инъекционные наркотики, указывают на то, что такие изображения провоцируют их на употребление наркотиков и затрудняют их реабилитацию. Исключением являются буклеты по безопасному употреблению/приготовлению тех или иных веществ, визуальные образы которых обоснованы фокус группами (допустимо в материалах вторичной и третичной профилактики, ориентированной на ключевые группы).
Стандарт № 4: Стандарт изучения мнений разных людей, групп по аспектам проблемы
4.1. Необходимо проведение фокус-групп для целевой аудитории при выпуске информационных материалов на тему профилактики ВИЧ-инфекции, предназначенных для длительного многократного использования, тиражом:
на национальном уровне – не менее 20 000 экз.,
на областном – не менее 15 000 экз.,
на городском – не менее 10 000 экз.
Также фокус-группы должны проводиться для анализа информационных материалов, предназначенных для длительного и многократного показа в национальном телеэфире и в глобальной компьютерной сети интернет.
4.2. Фокус-группы должны проводиться специалистами в соответствии с разработанным механизмом проведения фокус-группы на тему профилактики ВИЧ-инфекции. Недопустимо использовать опросы либо другие виды исследований, проведенные неспециалистами, как результат, полученный в результате социально-психологических качественных и количественных исследований.
Стандарт № 5: Стандарт дифференцированного подхода в информационном воздействии с учетом характеристики целевой аудитории
- Информационные материалы создаются с определенной профилактической целью (первичная, вторичная, третичная профилактика), учитывают возраст целевой группы, гендер и территориальные особенности. Текст и содержание информационных материалов должен быть понятен целевой группе, использован ясный язык, содержать сведения об авторе и/или названии организации, которая является разработчиком текста.
- В информационных материалах, объединенных одной темой, при использовании примеров и образов следует соблюдать гендерный баланс, баланс возраста, учитывать потребности жителей мегаполисов, малых городов и сельской местности.
- При создании информационных материалов не использовать изображение обнаженного тела и процесса употребления наркотиков, за исключением информационных материалов медицинского характера.
Стандарт № 6: Стандарт разработки информационно-образовательных материалов для социальной рекламы
Разработка информационно-образовательных материалов для социальной рекламы должна осуществляться согласно техническому заданию. При разработке технического задания должны быть указаны цель, задачи и целевая аудитория (демографические, половозрастные характеристики).
С полной версией документа можно ознакомиться, пройдя по ссылке — https://rcheph.by/news/novaya-redaktsiya-informatsionnoy-strategii-po-vich-infektsii-v-respublike-belarus-na-2024-2026-gody.html
Отдел эпидемиологии