Новость
Версия для слабовидящих
Могилевский областной центр гигиены, эпидимологии и общественного здоровья
Проход по ссылкам навигации
Домашняя
О центре
Новости
Документы
Статьи
Услуги
Вопросы
Контакты

Административно-управленческий персонал
Отдел гигиены
Лабораторный отдел
Отдел эпидемиологии
Отдел профилактики ВИЧ/СПИД
Отдел общественного здоровья
Отдел кадрово-правовой работы и автоматизированных систем управления
Организационный отдел
Административные процедуры
Учреждения Государственного санитарного надзора Могилевской области

Ссылки

Банеры
Банеры
Банеры
Банеры
Банеры
Банеры
Банеры
Банеры
Банеры


 
 11.09.2020
Отдел общественного здоровья

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ОХРАНЫ ТРУДА В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Обеспечение охраны труда остается одним из приоритетных направлений государственной внутренней политики. За последние годы в республике создана и функционирует государственная система управления охраной труда, сформировано национальное законодательство в этой сфере, создана система экономической заинтересованности нанимателей в улучшении условий и охраны труда.

В республике введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленное на обеспечение социальной защиты потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По данным Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах», в 2019 году по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выплачено 16,6 млн. руб.

Вместе с тем, на практике по-прежнему имеются случаи нарушения существующих норм законодательства об охране труда, как со стороны работодателей, так и со стороны работников, которые приводят к трагедии – гибели человека на производстве. Социальные потери такого происшествия оценить невозможно, ибо никто и ничто не вернет матери – сына, ребенку – отца, жене – мужа.

Поэтому важно осуществлять на всех уровнях государственного управления, непосредственно в организациях анализ состояния условий и охраны труда, на основе которого можно было бы установить результативность принимаемых мер, выявить нуждающиеся в совершенствовании направления работы, а также выработать необходимые для этого мероприятия.

В истекшем периоде 2020 года в Могилевской области, произошло снижение фактов гибели людей на производстве с 9 до 6, в тоже время число случаев тяжелого травматизма выросло с 54 до 56 в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

Основными причинами гибели и травмирования работников на производстве явилось отсутствие системного контроля на предприятиях и в организациях за соблюдением работниками правил и норм охраны труда, нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, невыполнение отдельными руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, нарушение требований безопасности другими работниками, недостатки в обучении и инструктировании потерпевшего по охране труда.

В целях повышения ответственности граждан к личной безопасности, культуры населения в области знания и соблюдения мер безопасности, а также выполнения руководителями организаций независимо от форм собственности своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда  главой государства принята Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее – Директива № 1).

Для реализации в 2020 году положений Директивы № 1 в Могилевской области приняты два основных документа: План мероприятий на 2020 год по реализации в Могилевской области положений Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», утвержденный решением Могилевского областного исполнительного комитета от 28.11.2019 № 26-84, и Комплекс мер по предупреждению гибели и травмирования людей, по укреплению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, безопасности производственной деятельности в организациях Могилевской области на 2020 год, утвержденный протоколом заседания комиссии по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при Могилевском облисполкоме от 03.12.2019 № 7.

Одной из причин производственного травматизма по-прежнему остается нахождение потерпевших на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Как и в прошлом году в истекшем периоде 2020 года зарегистрировано 5 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в которых потерпевшие находились в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме того, еще в 8 несчастных случаях, признанных не связанными с производством, 6 из которых  со смертельным исходом, потерпевшие находились в состоянии алкогольного опьянения.

Данные несчастные случаи указывают на необходимость обеспечения постоянного контроля за соблюдением работниками трудовой дисциплины, требований инструкций по охране труда, пропаганды безопасности труда, постоянного информирования работников о недопустимости нахождения в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте или в рабочее время.

Кроме того, в соответствии с требованием Директивы № 1 работодателям предписано обеспечивать системный контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью путем проведения освидетельствования и (или) медицинских осмотров, а также безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нахождение в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте или в рабочее время. За данное нарушение пунктом 2 статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

Анализ результатов надзора за соблюдением законодательства об охране труда показывает, что для предотвращения производственного травматизма в организациях области необходимо обеспечить соблюдение требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной  постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175. Указанной инструкцией установлен порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, привлекаемых к работам (оказанию услуг) работодателями.

Немаловажное значение для предупреждения производственного травматизма имеет своевременное и качественное проведение работникам обязательных медицинских осмотров (предварительных (при поступлении на работу), периодических и внеочередных) в соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019  № 74, а также предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров или освидетельствований на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения отдельных категорий работников.

Для исключения случаев производственного травматизма при  эксплуатации производственного оборудования необходимо: обеспечить соответствие оборудования  требованиям эксплуатационных документов организаций-изготовителей; допускать к его эксплуатации  работающих, имеющих соответствующую квалификацию по профессии, прошедших в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда; проводить своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт, испытания, осмотры, технические освидетельствования оборудования в порядке и сроки, установленные эксплуатационными документами организаций-изготовителей, техническими нормативными правовыми актами для оборудования конкретных групп, видов, моделей (марок); внедрять более совершенные модели (марки) оборудования, конструкции оградительных, предохранительных, блокировочных, ограничительных и тормозных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации, дистанционного управления; выводить из эксплуатации травмоопасное оборудование.

Справочно. Пунктом 4 Директивы № 1 предписано работникам организаций независимо от форм собственности немедленно принимать меры по безопасной остановке оборудования, приспособлений, транспортных средств с извещением своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя в случае неисправности такого оборудования.

Следует отметить, что одной из обязанностей нанимателя является обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, предусмотренными типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209.

Со стороны руководителей организаций должны быть приняты меры по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на балансе, возглавляемых ими субъектов хозяйствования. В этих целях необходимо с установленной периодичностью следить за техническим состоянием зданий  и сооружений, своевременно их обслуживать, проводить обследования и вести соответствующую техническую документацию.

 Практика показывает, что нарушения указанных требований зачастую становятся основными причинами несчастных случаев на производстве.

За истекший период 2020 года в связи с гибелью и травмированием работников на производстве в отношении 16 должностных лиц возбуждены уголовные дела, в том числе 10 – по статье 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (нарушение правил охраны труда), 6 – по статье 303 (нарушение правил безопасности горных или строительных работ). За нарушение требований законодательства об охране труда также применяется дисциплинарная и административная ответственность.

Созданию в каждой организации здоровых и безопасных условий труда способствует следующее.

1. Выделение нанимателями необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий по охране труда.

2. Надлежащее исполнение специалистами по охране труда своих должностных обязанностей.

3. Создание на паритетной основе с профсоюзами комиссий по охране труда, которые осуществляют проведение проверок на рабочих местах и информирование работников об их результатах, а также принимают участие в разработке систем управления охраной труда, коллективных договоров.

4. Проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

5. Проведение дней охраны труда в организациях с проверкой состояния условий и охраны труда на рабочих местах, на участках и в подразделениях, а также проведением совещаний с участием руководителей организации, ее структурных подразделений, главных специалистов, представителей службы охраны труда, профсоюза.

6. Персональный учет нарушений требований охраны труда с принятием управленческих решений, направленных на исключение в будущем выявленных нарушений, привлечение к предусмотренной законодательством, локальными правовыми актами ответственности нарушителей.

7. Анализ эффективности функционирования систем управления охраной труда и их корректировка.

8. Создание условий для реального участия работников в управлении охраной труда, а также механизмов мотивации работника сотрудничать и взаимодействовать с нанимателем по вопросам охраны труда.

9. Обеспечение системного контроля физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью, путем проведения освидетельствования и (или) медицинских осмотров на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения.

10. Исключение случаев допуска работников к работе на оборудовании, имеющем неисправности, либо при отсутствии его испытаний, осмотров, технических освидетельствований. Эксплуатация производственных зданий и сооружений в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

11. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

12. Организация и проведение с работающими обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров и освидетельствований.

 

Могилевское областное управление

Департамента государственной

инспекции труда Министерства труда

и социальной защиты Республики

Беларусь

 

Обращения граждан и юридических лиц



грипп

грипп

корупция

Продукция не соотв ТНПА







Логин

Пароль